Шаляпин... RU... Шаляпин - человек... Шаляпин - артист... Шаляпин - музыкант...
Мультимедиа альбом "Федор Шаляпин"
 

 


К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ

Посмотрите на руки Шаляпина! Вы никогда
не узнаете его кисть.
Он "гримирует" кисть,
и в каждой роли
у него разная рука:
то рука его очаровательна,
то как грубая лапа...
Шаляпин не смотрит свой жест, а чувствует его
в каждом движении.
У него есть какое-то движение, идущее от тела, где-то оно кончается и возвращается обратно.
Если действия логичны,
то ничего не нужно подчеркивать. Действуйте ровно столько, сколько это нужно вам. Если же вы стараетесь, то это уже лишнее... Вы должны научиться "жрать" знания.
Я всегда в таких случаях вспоминаю Шаляпина.
Как-то на вечеринке я сидел с Мамонтовым, и мы издали наблюдали молодого Шаляпина, находившегося
в кругу больших мастеров;
там были Репин, Серов и др. Он слушал их с жадностью, стараясь не проронить ни единого слова.
Мамонтов толкнул меня
и сказал: "Смотри, Костя,
как он жрет знания".
Вот и вы должны так же "жрать" знания. Согласные надо петь, смаковать. Шаляпин допевал каждую согласную. Баттистини также. Бельканто не будет без согласных.
Шаляпин поет каждую букву. Шаляпин умел петь
на согласных, этим
он отличался от других певцов. Мне пришлось
много разговаривать
с Шаляпиным в Америке.
Он утверждал, что можно выделить любое слово из фразы, не теряя при этом необходимых ритмических ударений в пении.
Фокус Шаляпина в слове...

… - Сам Шаляпин у нас за прошлый год был. Так весь город чисто как помешался: ничего более нет, как Шаляпин. Жёны что делают! Билеты берут! Театр сломили! Нешто поместишь всех... А он-то, дак тихонько из театра уходит, а то ведь одолеют, разорвут. Шапку ведь отняли! На ма- ленькие лоскутки разорвали! На память, стало быть. А одна у него платок взяла. Так другая-то увидала да оторвала половину. А та-то взяла да эту половину съела, чтобы не дать ей, - да подавилась. Помирает! А не кто-нибудь: дочь городского головы нашего! - Что же, не померла? - Нет. Вытащили прямо из нутра. А всё же этой-то кусок не отдала нипочём. Говорит: "Помру, а не отдам". Тоже!...

… Шаляпин в 1902 году совершал на пароходе поездку в Африку, с посещением Константинополя, Смирны, Пирея, острова Крит, Александрии, Каира. Публика на пароходе веселилась и дурачилась. Как-то компания путешествующих вместе с командой моряков, изрядно подвыпив, придумала такое развлечение. В пустые бутылки от шампанского вкладывались записки с надписями: "Такого-то числа, месяца и года, команда парохода такого-то, под такими-то 48 градусами широты и долготы пила за здоровье великого русского артиста Ф.И. Шаляпина", или "Такой-то пароход, тогда-то и под такими-то градусами широты и долготы имел честь везти в Африку Федора Ивановича Шаляпина". Бутылки плотно закупоривали пробками и бросали в море. - Это на память потомству, - говорили моряки, - Когда-нибудь хотя бы лет через тысячу, кто-то выловит наши послания и прочтет "исторический документ"…

Ф. И. Шаляпин прослушивает в студии свои пробные записи. Лондон 1913 г.

… Шаляпин ехал на извозчике, который был под хмельком и всю дорогу горланил песни. "Ты чего это распелся?" - спросил Шаляпин. "А я всегда пою, когда пьян", - ответил извозчик. "Ишь ты, - сказал Шаляпин, - а вот когда я пьян, так за меня Власов поёт". Степан Григорьевич Власов был солистом Большого театра и часто дублировал Шаляпина…

… Известный театровед и журналист Александр Рафаилович Кугель был очевидцем беседы Шаляпина с английским королем в Лондоне. - Черт возьми, - говорил Кугель. - Это было любопытное зрелище... Было похоже, что король разговаривает с метрдотелем. Причем королем-то был Шаляпин!...

… Известный в свое время музыкальный критик Юрий Беляев в одной из статей, посвященных Шаляпину, писал, что в "Москве - три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас - Федор Иванович Шаляпин". Высказывание Беляева - не аллегория и не гипербола. Популярность Шаляпина действительно была беспримерной,- ни один артист, даже самый знаменитый, не знал и половины той славы, которая выпадала на долю Шаляпина…

...Последний спектакль
в Большом театре
в Москве,
когда шла "Русалка"
с Шаляпиным,
прошел с внешней стороны
в обычном порядке.
Шаляпин пел, его вызывали. Публика по обыкновению
шумно принимала
своего любимца.
После третьего акта
ему устроили колоссальную небывалую овацию.
Между тем не знали,
что за кулисами
происходит целая драма,
грозившая гросскандалом. Шаляпин не был удовлетворен своим пением,
еще менее он был
удовлетворен оркестром,
находя, что дирижер
г. Авранек затягивает темпы... Шаляпин отбивал ногою такт. Между Шаляпиным и Авранеком вышло даже пререкание.
Первый акт кончился,
публика неиствовала,
но Шаляпин, очевидно,
не разделял ее восторгов.
Во втором акте
Мельник не занят,
и Шаляпин, не долго думая, разделся и ушел из театра.
Начался переполох,
бросились искать,
на всякий случай нашли Осипова, который стал одеваться. Публика не догадывалась, какая буря за кулисами. Начальство все поглощено мыслью,
как публика будет реагировать, когда придется заявить, что за Шаляпина заканчивать
оперу будет другой.
Шаляпин погулял,
воздух успокоил его,
и он вернулся в театр...





 
Шаляпин - биография... Шаляпин - история... Шаляпин - легенда... Шаляпин... RU...